Управление культуры администрации г.о. Сызрань - Новости

http://cult.syzran.ru/index.php?go=News&in=view&id=2059
Распечатать

Национальный колорит в новой художественной выставке

15 июля в художественной галерее «Наследие» открылась самобытная выставка татарского художника Нурхатима Бикулова «Шурале». Она посвящена 85-летию автора, который четыре года назад ушел из жизни.



Галерея Александра Макарова, как нельзя лучше, отвечает своему названию. Вот и сызранскому зрителю представилась возможность познакомиться с наследием весьма самобытного художника. Очень интересные подробности из жизни своего отца рассказала дочь Елена:

- Он родился в глухой деревне, в семье были все дочки и он один сын. С детства любил рисовать. И откуда только у него такая тяга? Карандашей не было – так он углем на полях газеты выписывал узоры! Соседи приносили ему черно-белые фотографии, он из них цветные картины дела – это уже когда карандаши появились. Или вот такая история. Ребенком он очень сильно болел – не мог ходить. Лежал в сельской больнице, где его не могли вылечить. Так он нарисовал портрет Сталина и отправил ему письмо в Москву: так, мол, и так – не могу выздороветь!.. Через месяц пришел ответ за подписью Ворошилова, и мальчика направили в Куйбышевскую областную больницу. Вылечили! И чтобы дорисовать портрет отца, приведу еще один эпизод из его жизни. В свое время он отказался вступать в пионеры! Почему? Говорит, тогда я потеряю свободу, которая так необходима художнику!..

Юношей он поехал учиться в художественное училище в Дюшамбе. Здесь он напитался среднеазиатским насыщенным колоритом в отличие от спокойной цветовой гаммы Средней Волги. Затем последовало образование в Харьковском художественном институте, где его уже учили авангардисты. Отсюда, видимо, манера письма, восходящая корнями к грузинскому художнику Пиросмани. Весь этот необыкновенный сплав различных художественных традиций нашел отражение в творчестве мастера.

В произведениях Бикулова присутствует восторженное отношение к жизни, природе, людям, высокая эмоциональность, музыкальность, чувство цвета и ритма. А тематика его работ укладывается в три основных направления. Во-первых, это рассказ о жизни сельчан из его родного Ново-Мансуркино, их повседневном труде, заботах, радостях. Художник искренне восхищается их силой, красотой! Вот, к примеру, монументальное полотно «Возвращение стада» (1975). На фоне своих домов стоят жители села, поджидающие своих коров. Все пространство первого плана занимает стадо. Земля в сумерках погружается в тень, на фигурах людей, спинах коров, домах, на земле – яркие отблески заката. Теплым колоритом передается поэзия деревенского вечера, в котором есть и величавый покой, и голоса деревни… 

Вторая тема – это татарская мифология. Отсюда и название выставки – «Шурале» (дух леса, что-то вроде лешего). А третья – воспевание женщины: ее красоты, жизнеутверждающего начала, она часть окружающего мира, гармонично с ним связанная!..

Известный куйбышевский молодежный клуб «ГМК-62» организовал первую выставку молодого автора. И он становится участником многих экспозиций, в том числе зональной «Большой Волги». В 1975 году Бикулов уже член Союза художников СССР!

Очень эмоционально охарактеризовал творчество коллеги Александр Меунаргия:

- Честь и хвала Нурхатиму Бикулову за возвращение сюжетной живописи! Он постиг идеологию и народный дух – это высшая форма ИЗО. Посмотрите, какая у него цветовая гамма! Она указывает на понимание национальных истоков. Эта экспозиция – хорошая инъекция сюжетной живописи для сызранских художников!

Добавим, что главным популяризатором творческого наследия отца является его сын Ренат, который и предложил эту выставку Александру Макарову. Александр Михайлович, выступая на вернисаже, отметил:

- В Год культурного наследия народов России мы предлагаем познакомиться с татарским живописцем, который является верным сыном своего народа. И это еще один яркий пазл в культурной мозаике нашего региона!

 

Фото: Елена Мочалова, Ирина Шейхина.



18.07.2022 15:00