Управление культуры администрации г.о. Сызрань - Новости

http://cult.syzran.ru/index.php?go=News&in=view&id=349
Распечатать

Построил первый в России асфальтовый завод

В нынешнем году исполнилось 170 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Воейкова, имя которого связано с основанием в России асфальтовой промышленности. Известный представитель старинного дворянского рода, он, выйдя в отставку после службы в Польше, переехал в свое имение в селе Самайкино Сызранского уезда. Было это в 1868 году.




В наших краях Воейков успел показать себя и как видный общественный деятель, уездный предводитель дворянства, председатель самарского Дворянского банка. Получив хорошее европейское образование, он решил «сеять разумное, доброе, вечное» и в селе Самайкино. Так, в открытом им двухклассном училище в 1872 году при содействии Ильи Николаевича Ульянова состоялся первый уездный съезд педагогов.

Но на этом Дмитрий Иванович не остановился. Одно время его обуревала мечта отыскать в окрестностях Сызрани нефть. Но нашлось здесь другое - песчаный асфальт. Его Воейков вместе с известным зоологом Модестом Богдановым обнаружил на территории Бахиловой дачи. Это дало возможность основать производство мастики и гудрона из местного сырья отличного качества.

Место для первого в России асфальтового завода было выбрано на берегу Волги - близ села Батраки. Спроектировал его инженер-химик Александр Летний. Строительство завершилось в 1875 году. Новейшее заводское оборудование даже не снилось и Западной Европе! Асфальт выво-зился в Симбирск на заливку пешеходных дорожек вокруг Карамзинского сквера, шел в Петербург, Москву (в том числе на устройство тротуаров у храма Христа Спасителя), другие российские города. За свое превосходное качество асфальт с клеймом «Бр. Воейковы. Сызрань» в 1878 году получил медаль на Всемирной выставке в Париже, а в 1882-м - «золото» в Москве.

Высокое качество сызранского асфальта, превосходящего по твердости западноевропейские образцы, отмечалось впоследствии и в словаре Брокгауза и Ефрона (1893 год). В его издании, кстати, принял участие родной брат Дмитрия - известный географ и климатолог Александр Воейков.

Но даже с учетом столь высоких оценок завод не приносил дохода. Вскоре Воейковы были вынуждены продать его товариществу сызранского асфальтового завода. Ушла с молотка и суконная фабрика, доставшаяся братьям в наследство от отца. Между прочим, находившаяся в числе трех лучших подобных предприятий Симбирской губернии!

За все это внучка Воейкова, писательница Наталия Ильина, очень нелестно характеризовала деда в своей книге «Дороги и судьбы» (издание имеется в центральной городской библиотеке): «Предприятия его лопались, хозяйство не приносило доходов. А ведь было огромное имение (одиннадцать тысяч десятин!), суконная фабрика, асфальтовый завод - богатство! Но во время хозяйствования «экономиста» Дмитрия Ивановича асфальтовый завод работал в убыток, неблагополучно обстояло дело и с фабрикой. Не унаследовал Дмитрий Иванович хозяйственной жилки отца! Но, как отец, всю жизнь трудился, был примерным семьянином, домоседом, спиртного в рот не брал».

Дмитрий Иванович умер рано, едва дожив до 53 лет. Его вдова - попечительница женской гимназии Ольга Воейкова-Толстая - осталась с шестью детьми. Причем в возрасте от 6 до 16 лет. Правда, было хозяйство - огромное, но запущенное. На помощь Ольге пришел брат ее покойного мужа Александр Воейков, живший в Петербурге. К нему на попечение и поступило все большое семейство, чтобы дети смогли получить достойное образование. В Самайкино же Воейковы собирались только летом. Но гражданская война, революция положили конец и этим надеждам... Однажды ночью семья уехала на подводах вслед за отступавшими белогвардейцами, оставив  красный кирпичный дом новым хозяевам жизни.

О Дмитрии Воейкове потомкам напоминают многочисленные статьи в различных справочниках да редкие сохранившиеся снимки. В фондах же сызранского краеведческого музея имеются образец того самого асфальта и фотографии завода. Интересно, какие позиции на рынке заняло бы сейчас то предприятие? Увы, этого нам уже не узнать никогда.

Елена ОСИПОВА

http://vvesti.net/5351-postroil-pervyy-v-rossii-asfaltovyy-zavod.html



30.06.2014 11:44