Мы используем cookie. Во время посещения сайта Управления культуры Администрации г.о. Сызрань вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Управление культуры
Администрации городского округа Сызрань
Сегодня 24 Апрель 2024
6+
Какие культурные мероприятия Вы посещаете?

Выставки
Концерты
Спектакли
Городские праздники
Стараюсь посещать все виды мероприятий



Всего голосов: 455
Результат опроса







Новости
Сызранская икона потрясла зрителей
Понедельник, 22 Апрель 2013
Нам, провинциалам, свойственно приукрашать свою малую родину, преувеличивать ее значимость в истории страны и современном развитии. Однако сюжет с сызранской иконой выбивается из этого стремления. Она имеет широкое признание, а вот местные жители мало что знают о вкладе своих предшественников в культурную и духовную сокровищницу не только России, но и всего мира. Потому колоссальный культурный шок испытали участники премьерного показа в нашем городе документального фильма "Тайна сызранской иконы", прошедшего пятого апреля в кинозале КРЦ "Улица".
Представляли фильм его продюсер Александр Котелевский - человек, весьма авторитетный в кинематографических кругах двух столиц (ныне он заместитель генерального директора студии "Ленфильм"), и автор идеи, организатор и вдохновитель проекта, собиратель сызранской иконы Андрей Кириков.

В съемочную группу вошли настоящие профессионалы и единомышленники. Достаточно сказать, что ведущим в фильме стал народный артист России Алексей Гуськов. Он сам - выходец из старообрядческой семьи, усвоивший высокие нравственные ценности, которыми и руководствуется в жизни. Гости рассказали, что Алексей Геннадьевич часто вспоминает сызранскую экспедицию с самыми теплыми чувствами, он буквально влюбился в наш старинный волжский город. И только исключительная занятость в различных кинопроектах помешала ему приехать на презентацию. Но большой привет сызранцам он передал через своих друзей. Кстати, буквально за сутки до показа фильма в нашем городе Алексей Гуськов был на приеме в Московской патриархии. Там он рассказал и о снятой картине, посвященной сызранской иконе.

Перед показом фильма москвичи искренне поблагодарили главу города Виктора Хлыстова за неоценимую помощь в организации съемок в Сызрани. Александр Котелевский подчеркнул, что такое заинтересованное отношение к проекту и деятельное участие в нем со стороны местных властей - редкостное явление. Поэтому сызранцев с полным правом можно назвать соавторами этой ленты.

Андрей Кириков поведал о том, что фильм "Тайна сызранской иконы", показанный в Московском доме кино, был очень тепло принят искушенной столичной публикой, перед которой открылся огромный пласт духовной культуры, развивавшийся в старообрядческой среде и сохранивший традиции исконной Руси.

Наконец-то гаснет свет, и зрители с первых кадров погружаются в тему, которая для многих становится откровением. Прошлое Сызрани здесь теснейшим образом переплетается с важнейшими, поворотными событиями в судьбе государства. И наш город, который мы часто именуем "малым", "провинциальным", "заурядным", где порой нам бывает совестно за собственное бескультурье, неожиданно предстает одним из столпов отечественной истории.

Не будем пересказывать все действие фильма. Однако главную мысль его создателей раскроем. По мнению авторов, совершенно неслучайно чудотворная Феодоровская икона Божией Матери явилась именно близ Сызрани в 1713 году. Это был знак того, что здесь должно произойти какое-то очень важное событие. Вспомним: в тот период полным ходом идут Петровские реформы, в результате чего страна переориентируется на западный путь развития, свое, исконно русское, забывается, принижается или намеренно уничтожается. Через прорубленное "окно в Европу" хлынуло и западно-европейское искусство, включая живопись. Древнерусская икона, восходящая корнями к Византии, или "греческому" письму, начинает поновляться на манер светских картин, из нее вымывается духовная составляющая. И вот явление в это время древнейшей Феодоровской иконы на сызранской земле указывает на то, что ситуацию следует уравновесить, что смотреть надо не только на Запад, но и на Восток, не забывать то основание, на котором зиждется Российское государство, именуемое Святой Русью. Поэтому именно в Сызрани спустя несколько десятилетий после явления чудотворного образа стала развиваться иконописная школа в среде старообрядцев, вернувшихся в нашу страну после указов Екатерины II о послаблении раскольникам. Просвещенная императрица поняла, что носители старой веры - это сильные личности, добросовестные труженики, успешные предприниматели. Несмотря на то, что они периодически подвергались гонениям, государство в то же время опиралось на их ресурсы. И те поставляли в казну продовольствие, фураж, вооружение, сырье - все необходимое для страны как в мирное, так и в военное время.

Часть старообрядцев осела в Сызрани и уездах Симбирской губернии. Они-то и сохранили в своей закрытой среде иконописную традицию, воплощенную в лучших древнерусских образцах. В конце XVIII сформировалась Сызранская школа, которая получила наивысший расцвет в XIX - начале XX века. Она  не только имела влияние на регион Средней Волги, но и была востребована в двух столицах. Найдены архивные материалы, свидетельствующие о существовании по крайней мере 70 иконописных центров, которые ориентировались на Сызранскую школу.

Местное купечество, а его составляли преимущественно старообрядцы, своими заказами способствовало развитию мастерских. Образа кисти местных иконописцев ценились недешево. К примеру, крупнейший международный эксперт, ученый секретарь Музея древнерусской культуры им. А. Рублёва Наталья Комашко свидетельствует в фильме, что цена некоторых икон сравнима в пересчете на современные деньги со стоимостью "Мерседеса".

Почему эту икону называют еще "бочкаревской"? За 70 лет советской власти, когда безбожество (атеизм) было признано официальной идеологией (по сути, новой религией), храмы разрушали, святыми образами выстилали полы в конюшнях, а мастеров репрессировали. Постепенно Сызранская школа была забыта. В памяти народной осталось имя последнего ее представителя - Александра Архиповича Бочкарёва, который умер в 1934 году, вскоре после освобождения из архангельского лагеря. Немногочисленные иконы сызранского письма сохранились лишь в домах верующих людей, имеются они и в местных старообрядческих общинах. А самая большая коллекция - у собирателя Андрея Кирикова.

Когда эти необычные иконы в 90-х годах прошлого века появились на коллекционном рынке, то сразу вызвали большой интерес. Однако относили их изготовление к таким традиционным ремесленным центрам, как Мстёра и Палех. Андрей Александрович на основании огромного собранного им материала доказал, что это - сызранская икона. Именно он скрупулезно исследовал данное явление. А затем ввел в искусствоведческий оборот понятие "Сызранская школа иконописи", с чем согласилось экспертное сообщество.

Отметим, что за тысячелетие христианства в России насчитывается всего чуть более десятка иконописных школ. Среди них - Московская, Новгородская, Псковская, Строгановская, Владимиро-Суздальская… А теперь и Сызранская! Жаль, что сами мы об этом практически ничего не знаем. Фильм московских кинематографистов заполняет огромный пробел, во многом переворачивает наше сознание и заставляет по-иному взглянуть на историю своей малой родины. Причем делается это не назидательно и занудно, а весьма доказательно и в увлекательной детективной форме жанра - расследования, где интрига сохраняется до последнего кадра.

Все выступавшие после просмотра фильма, а среди них были священнослужители - игумен Марк (Алексеев), отец Анатолий (Чибов), отец Александр (Кузнецов), отец Сергий (Сусоров), представитель научной интеллигенции - завкафедрой гуманитарных наук филиала СамГТУ Лидия Куракина, краеведы - Наталья Дегтярёва, Маргарита Дьяченко, с огромной благодарностью обращались к создателям фильма. У многих в глазах стояли слезы. Ведь настоящее искусство трогает прежде всего душу.

Глава города Виктор Хлыстов также высоко оценил документальную ленту и  предложил организовать коллективные показы фильма школьникам, студентам, широкой общественности. Ведь патриотизм начинается с изучения истории своей Родины, своих корней, своих истоков.

Распечатать Переслать


Читайте так же:
  • Библионочь в Сызрани посвятили Александру Сергеевичу Пушкину
  • #Сызрань Мероприятия по «ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» 22 - 28 апреля
  • Читаем всей семьей! «Библионочь-2024»
  • Мероприятия по «ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» 15-21.04.24
  • Мероприятия по «ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ» 8-14.04.2024
    Вернуться назад




  • Управление культуры
    Администрации городского округа Сызрань
    446001, Самарская область, Сызрань, ул.Советская, 92
    Тел.:(8464)33-38-93, Факс:(8464)33-28-68
    culture.szr@mail.ru

    Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: