Галерея Александра
Макарова, как нельзя лучше, отвечает своему названию. Вот и сызранскому зрителю
представилась возможность познакомиться с наследием весьма самобытного
художника. Очень интересные подробности из жизни своего отца рассказала дочь
Елена:
- Он родился в глухой
деревне, в семье были все дочки и он один сын. С детства любил рисовать. И
откуда только у него такая тяга? Карандашей не было – так он углем на полях
газеты выписывал узоры! Соседи приносили ему черно-белые фотографии, он из них
цветные картины дела – это уже когда карандаши появились. Или вот такая
история. Ребенком он очень сильно болел – не мог ходить. Лежал в сельской
больнице, где его не могли вылечить. Так он нарисовал портрет Сталина и
отправил ему письмо в Москву: так, мол, и так – не могу выздороветь!.. Через
месяц пришел ответ за подписью Ворошилова, и мальчика направили в Куйбышевскую
областную больницу. Вылечили! И чтобы дорисовать портрет отца, приведу еще один
эпизод из его жизни. В свое время он отказался вступать в пионеры! Почему?
Говорит, тогда я потеряю свободу, которая так необходима художнику!..
Юношей он поехал
учиться в художественное училище в Дюшамбе. Здесь он напитался среднеазиатским
насыщенным колоритом в отличие от спокойной цветовой гаммы Средней Волги. Затем
последовало образование в Харьковском художественном институте, где его уже
учили авангардисты. Отсюда, видимо, манера письма, восходящая корнями к
грузинскому художнику Пиросмани. Весь этот необыкновенный сплав различных
художественных традиций нашел отражение в творчестве мастера.
В произведениях
Бикулова присутствует восторженное отношение к жизни, природе, людям, высокая
эмоциональность, музыкальность, чувство цвета и ритма. А тематика его работ укладывается
в три основных направления. Во-первых, это рассказ о жизни сельчан из его
родного Ново-Мансуркино, их повседневном труде, заботах, радостях. Художник
искренне восхищается их силой, красотой! Вот, к примеру, монументальное полотно
«Возвращение стада» (1975). На фоне своих домов стоят жители села, поджидающие
своих коров. Все пространство первого плана занимает стадо. Земля в сумерках
погружается в тень, на фигурах людей, спинах коров, домах, на земле – яркие
отблески заката. Теплым колоритом передается поэзия деревенского вечера, в
котором есть и величавый покой, и голоса деревни…
Вторая тема – это татарская
мифология. Отсюда и название выставки – «Шурале» (дух леса, что-то вроде
лешего). А третья – воспевание женщины: ее красоты, жизнеутверждающего начала,
она часть окружающего мира, гармонично с ним связанная!..
Известный куйбышевский молодежный
клуб «ГМК-62» организовал первую выставку молодого автора. И он становится
участником многих экспозиций, в том числе зональной «Большой Волги». В 1975 году
Бикулов уже член Союза художников СССР!
Очень эмоционально
охарактеризовал творчество коллеги Александр Меунаргия:
- Честь и хвала Нурхатиму
Бикулову за возвращение сюжетной живописи! Он постиг идеологию и народный дух –
это высшая форма ИЗО. Посмотрите, какая у него цветовая гамма! Она указывает на
понимание национальных истоков. Эта экспозиция – хорошая инъекция сюжетной
живописи для сызранских художников! Добавим, что главным
популяризатором творческого наследия отца является его сын Ренат, который и
предложил эту выставку Александру Макарову. Александр Михайлович, выступая на
вернисаже, отметил:
- В Год культурного
наследия народов России мы предлагаем познакомиться с татарским живописцем,
который является верным сыном своего народа. И это еще один яркий пазл в
культурной мозаике нашего региона!
Фото: Елена Мочалова,
Ирина Шейхина.
|