Татьяна ЗАЛАЗИНА.
Фото: Владимир Байер.
Волжские вести 9.03.2015 г.
На «Солнечном круге» звучали песни военных лет25-27 февраля детский конкурс-фестиваль имени Аркадия Островского «Солнечный круг» в очередной, десятый (!), раз собрал друзей. В этом году он посвящен 70-летию Победы: участники исполнили произведения отечественных песенников-корифеев, прежде всего военных лет, а также о мире и любви к Родине.
«Солнечный круг» приобрел статус всероссийского мероприятия, и теперь он проводится под эгидой федерального минкульта. Жаль только, что даже областные СМИ о нем не написали и не произнесли ни слова…
Конкурс вырос количественно. В этот раз в нем приняли участие 1572 юных музыканта и художника. Расширилась и география «Солнечного круга»: в Сызрань приехали прослушиваться или прислали плоды своего творчества ребята из 24 (!) регионов страны: от Сахалина и Амурской области до Архангельска и Краснодара. Приглашение также получили начинающие исполнители из Беларуси, Украины, других стран СНГ.
Главное, что «Солнечный круг» вышел на иной качественный уровень. Высокую планку требований жюри задавали такие гранды российской культуры, как доцент Московской консерватории, руководитель Большого детского хора РГРК «Голос России» им. Попова Анатолий Кисляков, проректор Казанской консерватории, профессор Александр Маклыгин. А разве не здорово, что мастер-классы для ребят и их педагогов провели доцент Московской консерватории, пианист и композитор Сергей Главатских и солистка Большого театра, много лет выступавшая на одной сцене с Еленой Образцовой, профессор ГИТИС Ирина Журина?
У молодого поколения появился интерес к хоровому пению. Так, в конкурсной программе участвовало аж 18 хоров и 25 вокальных ансамблей, а это значит, что происходит возрождение многовековой отечественной традиции коллективного исполнения песенных произведений.
Не может не вызывать оптимизма то, что дети приобщаются к целому пласту нашей культуры в виде песен военных лет. Заместитель директора московской ДМШ № 8 им. Островского Александр Герман верно заметил, что они «создавались великими композиторами на стихи не менее великих поэтов. В них нет ни одного случайного или технического слова, поэтому они требуют внимательного, вдумчивого отношения к тексту, к построению каждой фразы и, конечно, очень высокой меры вкуса, не меньшей, чем при исполнении музыки Бетховена, Шопена или Рахманинова».
Аналогичного мнения придерживается и Сергей Хавинсон, руководящий творческими программами и фестивалями Союза композиторов России:
- Песни о войне писались людьми, которые были свидетелями тех страшных событий. Эти авторы – представители колоссальной композиторской школы, которые в свою очередь учились у величайших педагогов. И они писали свои песни так, что их клавиры нельзя просто взять и прочесть, их следует изучать. И очень важно, чтобы песни Дунаевского, Соловьёва-Седова, Блантера, Мокроусова, Хренникова, Островского звучали не только по юбилейным датам.
Еще одним наблюдением поделился Анатолий Кисляков: сегодняшние дети, как ни странно это звучит, отвергают песни современных авторов, зато в очередь выстраиваются, чтобы исполнить то или иное произведение наших корифеев-песенников.
Десятый Всероссийский детский конкурс-фестиваль имени Аркадия Островского «Солнечный круг» показал, что в нашем обществе есть представители нового поколения, которым интересно творческое наследие отечественных композиторов. Они хотят заниматься музыкой (равно как и другими искусствами), исполнять произведения с красивыми и запоминающимися мелодиями.
Андрей ИЛЮШИН
Волжские вести
9.03.2015